Мы правильно произносим
различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе
органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу,
голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный
двигательный навык.
Уже с младенческих дней
ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений
языком, губами, челюстью. Такие движения и являются первым этапом в развитии
речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях
жизни.
Артикуляционная гимнастика –
это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц
артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности
движений органов, участвующих в речевом процессе.
Значение развития
артикуляционной моторики для ребенка очень велико. Вы только задумайтесь, при
разговоре необходимо согласованное взаимодействия языка, губ, легких, гортани. В
русском языке используется более 30 разных звуков. Таким образом, целенаправленные
упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению
нужных звуков.
Грамотная, четкая, чистая и
ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным
усилиям логопеда, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш
растет и развивается.
Артикуляционная гимнастика
«Улыбка» - улыбнуться, не обнажая зубы.
«Заборчик»
- улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
«Трубочка»
- вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
«Лопатка»
- широкий язык спокойно лежит на нижней губе.
«Наказать
непослушный язычок» - вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот
приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит:пя-пя-пя.
«Чашечка»
- широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка
прогнута, а боковые края загнуты кверху.
«Часики»
- отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом
неподвижна.
«Качели»
- рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы
«Горка»
- улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен
выпячиваться вперед.
«Маляр»
- улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить
вперед-назад по небу.
«Лошадка»
- улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна,
двигается только язык.
Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот.
Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
«Гармошка»
- рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и
закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку.
«Барабанщик»
- улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться
бугорков за верхними зубами, произнося
«д-д-д».
Как проводить дома с ребенком артикуляционную гимнастику?
- Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Желательно заниматься ежедневно по 10 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Каждое задание выполняется по 8-10 раз.
- Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.
- Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.
- В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.
- Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.
- Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.
- Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя. Ребенок должен хорошо видеть свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
- Важно следить за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Немає коментарів:
Дописати коментар