Артикуляційна гімнастика

Значение артикуляционной гимнастики

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Значение развития артикуляционной моторики для ребенка очень велико. Вы только задумайтесь, при разговоре необходимо согласованное взаимодействия языка, губ, легких, гортани. В русском языке используется более 30 разных звуков. Таким образом, целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению нужных звуков.
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопеда, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка» - улыбнуться, не обнажая зубы.
«Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
«Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
«Лопатка» - широкий язык спокойно лежит на нижней губе.
«Наказать непослушный язычок» - вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит:пя-пя-пя.
«Чашечка» - широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху.
«Часики» - отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Качели» - рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы
«Горка» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед. 
«Маляр» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.
«Лошадка» - улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
 Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
«Гармошка» - рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку.
«Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков  за верхними зубами, произнося «д-д-д».


Как проводить дома с ребенком артикуляционную гимнастику?
  • Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Желательно заниматься ежедневно  по 10 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Каждое задание  выполняется по 8-10 раз.
  • Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  • В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.
  • Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.
  • В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.
  • Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.
  • Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.
  • Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя. Ребенок должен хорошо видеть свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
  • Важно следить за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Немає коментарів:

Дописати коментар